Как учителю зарабатывать больше?

Зарплата учителя в России в 2016 году составила чуть больше 33 тысяч рублей. Это средняя температура по больнице — зарплата зависит от региона, от количества ставок, от уровня педагога. Разбираемся, как педагогу получать столько и даже больше.

Какие есть способы заработка у педагога?

  1. Вести не 18 часов уроков в неделю — стандартная ставка педагога, а больше. То, что сегодня делают большинство учителей. Опасно профессиональным выгоранием и усталостью.

  2. Выполнять дополнительные обязанности: заведовать кабинетом, быть классным руководителем и прочее. Список дополнительных обязанностей зависит от школы. Иногда оплачиваются через стимулирующие или компенсационные выплаты.

  3. Получать стимулирующие и компенсационные выплаты. Компенсацию получают многие учителя, например, региональную надбавку. Чтобы получать стимулирующие выплаты, нужно соответствовать критериям, прописанным в локальном акте. В зависимости от школы критерии могут быть разными.

  4. Работать репетитором, но только не в своей школе. Это запрещено законом «Об образовании» (ст.48, п.2) из-за возможного конфликта интересов. Как и с дополнительной ставкой, опасно усталостью и выгоранием.

  5. Транслировать опыт за деньги: выступать с лекциями, писать методические пособия, сидеть в жюри.

А больше одной ставки это не сложно?

Ставка педагога — 18 академических часов в неделю. С одной стороны, две ставки меньше 40 рабочих часов, которые трудится любой другой сотрудник. С другой стороны, к урокам нужно готовиться, проверять домашние задания, повышать свой профессиональный уровень.

Но сложно или нет, большая часть педагогов отрабатывает полторы-две ставки. Точное количество часов зависит от предмета и других школьных учителей. Если в школе нехватка учителей иностранного языка, то часов на одного придется много. Учителя ОБЖ часто ведут еще какой-нибудь предмет, потому что учебная нагрузка у них меньше, чем у остальных.

Какие дополнительные обязанности можно брать?

Трудно составить полный перечень — он зависит от конкретной школы. В приказе Министерства образования и науки «Об утверждении режима рабочего времени и времени отдыха педагогов» как дополнительные указаны классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами, руководство методическими объединениями и другие виды работ, утвержденные образовательной организацией.

Некоторые школы оплачивают эти виды работ через стимулирующие выплаты, некоторые — через компенсационные, например, за совмещение должностей. В любом случае, дополнительные работы должны быть указаны в трудовом договоре. Если вы согласились на эти или иные работы, должен быть составлен приказ.

Как получать стимулирующие выплаты?

Чтобы получать стимулирующие выплаты, нужно соответствовать критериям, записанных в локальном акте об этих выплатах. Эти критерии также прописаны в трудовом договоре или эффективном контракте, который школы заключают с каждым нанимаемым сотрудником.

Выплаты начисляют ежеквартально или раз в полгода. Теоретически их можно начислять каждый месяц, но за этот период не каждый педагог добивается значимых результатов.

Критерии получения выплат разнообразны: за методическую работу, за высокие результаты учеников на соревнованиях и олимпиадах разного уровня, за воспитательную работу, организацию внутришкольных мероприятий и прочие. Все выплаты получать почти невозможно — проще сконцентрироваться на нескольких и повышать свой профессиональный уровень в этих сферах.

Как получать выплаты за квалификационные категории?

Сначала нужно получить категорию. Через три года работы педагогом нужно пройти аттестацию на соответствие должности или подать заявление на получение первой или высшей категории. Чтобы пройти аттестацию, нужно собрать портфолио и указать в нем результаты вашей работы за последние пять лет. Комиссия оценивает достижения и принимает решение. Первый раз приходится присутствовать на заседании комиссии, следующие аттестации педагоги обычно проходят заочно.

Суммы выплат за категории зависят от региона — устанавливаются местными департаментами и министерствами образования и индексируются раз в несколько лет.

А что насчет репетиторства?

Только не в своей школе. Это запрещено законом «Об образовании» (ст.48, п.2) из-за возможного конфликта интересов. Учитель может специально ставить двойки ученикам, чтобы потом заниматься с ними за деньги.

Можно работать репетитором в негосударственном образовательном учреждении или на условиях самозанятости. Но лучше отдыхать и вкладываться в свой педагогический опыт, который нужен школе.

Как транслировать педагогический опыт за деньги?

Еще один вариант — выступать с лекциями, писать методические пособия и сидеть в жюри педагогических, ученических конкурсов.

Чтобы выступать с лекциями, нужно быть популярным учителем. Для этого хорошо бы выиграть профессиональный конкурс. Лауреатов конкурсов часто приглашают в жюри следующих испытаний — их работа оплачивается.

Чаще педагоги создают методические пособия, которые можно не только использовать в школе, но и распространять за деньги. Если есть ученая степень, можно участвовать в разработке учебников.

Если повышать профессиональный уровень, получится больше зарабатывать?

Да, если постоянно развиваться и получать новые знания и навыки, то вы станете более «дорогим» специалистом. Вырастет уровень — вырастет авторитет среди профессионалов. Появится возможность выступать с лекциями, накопится больше результатов для аттестации. Еще один плюс — чем больше педагог понимает в своем предмете и методике, тем проще ему готовиться к занятиям. Значит, останется время на отдых, учебу или подработку.

Повышать профессиональный уровень можно по-разному. Кому-то достаточно читать дополнительную литературу, кому-то посещать лекции и научные конференции. Еще один способ — пожалуй, самый действенный — учиться на курсах повышения квалификации. Кстати, повышение квалификации раз в несколько лет — обязанность педагога.

Самое сложное — выбрать нужные курсы. Во-первых, нужно смотреть на количество часов в курсе. Если их слишком мало, то не зачтется за повышение квалификации — к тому же за 18 часов можно раскрыть только узкую тему. Самый удобный формат — 72 часа. Во-вторых, нужно смотреть на формат — очный или дистанционный. Некоторые темы сложно изучать через интернет. В-третьих, нужно изучать репутацию организации, которая проводит курсы и опыт ведущих. Если ведущие курсов имеют ученые степени, это еще ничего значит — важнее их профессиональный опыт.


Поделитесь статьей со всеми, кто учит детей:
Статья полезна?

Для 50 из 61 читателей статья была полезна

Подпишитесь на рассылку
для учителей

Письма, которые помогают экономить время, получать больше, защищать свои права, не психовать и общаться с родителями.