Дисциплина в классе: как на нее влияют стили педагогического общения

Учителя часто сталкиваются с проблемами во время урока: ученики не слушают, отвлекаются, устают. Иногда это связано со сложностью предмета, иногда — с тем, что называют дисциплиной. Поведение учеников связано не только с их особенностями, но и со стилем общения учителя. Разбираемся, как учитель может влиять на дисциплину в классе.

Что такое дисциплина?

В законе «Об образовании» четкого определения дисциплины нет. В пункте 6 статьи 28 сказано, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения и соблюдать права и свободы обучающихся. При этом ученики и учителя имеют право на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, но обязаны уважать честь и достоинство друг друга. Также ученики имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Часто учителя понимают под дисциплиной беспрекословное подчинение их требованиям. Но ученики живые люди и имеют право на свое мнение, на усталость, на антипатии или симпатии к учителю и своим одноклассникам. Учитель должен учитывать это и не имеет право на угрозы, физическое и психологическое насилие. Он может и должен следить за дисциплиной, но не имеет право навешивать ярлыки, оценивать учеников.

Больше о дисциплине в статье К-журнала.

Как педагог может на нее влиять?

Учитель может следить за групповой динамикой и контролировать собственный стиль педагогического общения.

Наблюдать за динамикой — значит не просто следить за классом. Это скорее похоже на ловлю флюидов: вот начали отвлекаться, значит нужно посмотреть за собой. Если началась скучная, но нужная для понимания тема — обратите на это внимание класса. Попросите записать ваши фразы. Но понимайте, что после этого классу все равно захочется «отдохнуть» и дайте им возможность обсудить услышанное и записанное.

Стиль педагогического общения зависит и от педагога, и от учеников. Чаще всего выделяют три стиля — авторитарный, демократический, либеральный. Педагоги с авторитарным стилем больше контролируют ход урока, диктуют требования ученикам. При этом они могут быть внимательными и эмоциональными, но очень контролирующими. Педагоги с демократическим стилем пытаются вступить в диалог с учениками: вместе определяют цели урока, выбирают способы решения задач и формы работы. Педагоги с либеральным или попустительским стилем многое позволяют ученикам. И это не значит, что ученики стоят на головах на уроках, просто у них есть право определять формы работы на уроке и вообще влиять на его ход. Можно сказать, что либеральный стиль хорошо дается педагогам, следящим за групповой динамикой.

Но увидеть у учителя «чистый» стиль очень сложно. Чаще всего педагоги осознанно или неосознанно смешивают стили — на сложных темах они более авторитарны и требуют, чтобы ученики жестко следовали их требованиях, на легких отпускают дисциплину и позволяют школьникам самим определять ход урока.

Также исследователи считают, что в общении учителя важны дистанция, которую он соблюдает по отношению к ученикам. Учитель может занимать разную дистанцию — от фамильярной до отстраненной. Учителю, который общается с учениками очень тесно и близко, будет сложно выдвигать им жесткие требования, если понадобится. Учителю с отстраненной дистанцией будет сложно выстроить доверительные отношения с учениками.

Какой стиль общения выбирать?

Любой стиль может быть эффективным — это зависит от ситуации, от темы урока, от настроения учителя и учеников.

Авторитарный стиль сработает в ситуациях, когда нужно «собрать» учеников, например, на контрольной. Учитель будет четко излагать требования, диктовать порядок действий и ждать от учеников понимания и в каком-то смысле подчинения. Если до этого учитель и ученики договорятся, что такое поведение допустимо, то проблемы не возникнет. Но авторитарность не значит отсутствие уважения к ученикам. Даже строгий учитель не должен быть грубым, навешивать ярлыки, не слушать учеников.

Демократический стиль работает, когда учителю важно творчество учеников. И речь не о художественном творчестве, а о свободном самовыражении класса. Например, учителю нужно вместе с учениками придумать мероприятие или снять короткий фильм по теме урока. Здесь сработает взаимное уважение, умение договариваться, способность учителя услышать каждого ученика. Но учеников придется научить такому общению — завоевать их доверие, приучить их к тому, что их не заставляют замолчать, дают им высказаться.

Либеральный стиль работает с учениками, готовыми брать на себя ответственность. Если учитель видит в классе лидеров, он может уступить им свое место. Если ученики не готовы, то стиль превратится в попустительский — учитель просто разрешит ученикам делать все, что угодно, выбирать любые темы и возможно они не справятся. Стиль хорошо работает на уроках-конференциях, где ученики выступают со своими докладами. Если учитель позволит ученикам выбрать жюри или секретаря конференции, даст им возможность самоорганизоваться, то ученики получат ценный опыт.


Поделитесь статьей со всеми, кто учит детей:
Статья полезна?

Для 25 из 39 читателей статья была полезна

Подпишитесь на рассылку
для учителей

Письма, которые помогают экономить время, получать больше, защищать свои права, не психовать и общаться с родителями.