Как оценивать эффективность труда педагогов?

Эффективный педагог получает больше. Именно этот критерий — основание для получения стимулирующих выплат и присвоения квалификационных категорий. Но в каких цифрах измеряется эффективность? В отличниках, олимпиадниках, баллах за тесты? Закон молчит.

Что такое эффективность труда педагогов?

Четкого понятия, закрепленного формально и цифрами, нет.

В законе «Об образовании» перечислены обязанности педагогов — семь из них имеют отношение к эффективности труда: преподавание учебного предмета согласно образовательным стандартам, уважение профессиональной этики, применение обоснованных методов обучения и далее по списку. В законе «Об образовании» ничего не сказано, в каких цифровых показателях всё это можно измерить.

Цифр «эффективности» закон «Об образовании» не дает

Зачем вообще нужно измерять эффективность?

«Эффективные» учителя получают больше. На этот критерий опираются при начислении премий и повышении квалификации, а значит, надбавок к окладу.

Как измерять эффективность и кто это должен делать?

При начислении премий критерии эффективности выбирает сама школа: они прописываются в локальном акте о стимулировании, который составляет школьная комиссия. Это могут быть выдержки из аттестационного портфолио или закона «Об образовании» и придумывают на их основе свои цифры. Например, за участие учеников в городских олимпиадах назначают педагогу одно количество баллов, а за участие во всероссийских — больше.

При повышении квалификации аттестационная комиссия оценивает педагогов, ориентируясь на приказ Министерства образовании и науки «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников». В нем прописано, в каких случаях педагогу присваиваются первая и высшая квалификационные категории. Например, для получения первой категории нужно, чтобы ученики педагога добивались стабильно и хорошо учились, успешно проходили тесты. Также педагог должен передавать свой опыт: выступать на конференциях, писать статьи и методические пособия. Почти во всех регионах России педагог собирает результаты своей работы за пять лет в специальное портфолио и предоставляет его комиссии. Конкретные пункты портфолио отличаются от региона к региону.

Все ли учителя признаются эффективными?

В интересах школы признать всех эффективными. Поэтому акты составляются так, чтобы учесть разные заслуги — и образовательные, и воспитательные. Но всё же есть педагоги, которые «пролетают мимо». И в этом есть как минимум две проблемы.

За что и как часто вы получаете премии, обозначено в локальном акте о стимулировании. Вы подписываете его при приеме на работу.

Первая — деградация педагога. Педагог может разочароваться и остановится в развитии, если он будет сидеть на одном окладе. Деградирующий учитель — обуза, поэтому его мотивируют и тянут.

Вторая — склоки в коллективе: не получающие стимулирующие завидуют получающим. А когда хоть сколько-то получают все, то возможности для разлада меньше.

Нужно ли учитывать мнение учеников?

Нужно, но делают это редко. Некоторые образовательные организации проводят опросы учеников, чтобы узнать, как учитель ведет предмет, проводит проверочные и контрольные работы, какая атмосфера на уроках. В большинстве же школ этого не делают, считая, что ученики могут опираться на эмоции и добавить оценок симпатичным педагогам и снизить строгим учителям.


Поделитесь статьей со всеми, кто учит детей:
Статья полезна?

Для 14 из 17 читателей статья была полезна

Подпишитесь на рассылку
для учителей

Письма, которые помогают экономить время, получать больше, защищать свои права, не психовать и общаться с родителями.