Как проверить, что ученик готов к ЕГЭ?

Для одиннадцатиклассников учебный год похож на марафон: они уже не столько осваивают программу, сколько готовятся к итоговым экзаменам. Разбираемся, как учитель может оценить, насколько ученик готов к сдаче ЕГЭ.

Использовать тесты

Нужно брать тесты, похожие по структуре на ЕГЭ. Лучше всего подходят официальные демо-версии от ФИПИ — института, который разрабатывает все КИМ для государственной аттестации. В заданиях отражены не все темы, но общее представление учитель и ученик получат.

Помогаем готовить детей к ЕГЭ по математике: систематизируем знания, разбираем ошибки прошлых лет, учим оформлять решение.

Кроме этого есть тренировочные сборники, составленные на основе демо-версий. Как правило, в них до сорока вариантов тестов. Можно использовать электронные версии, можно искать бумажные издания в книжных магазинах. Важно, чтобы в аннотации было написано, что книга составлена на основе кодификатора ФИПИ.

Использовать наглядные материалы

Тесты проверяют, насколько ученик готов ответить на вопрос в определенной формулировке. Другие методы оценки помогут понять, насколько ученик в принципе понимает и помнит учебный материал.

Хронологические таблицы. Чаще всего используются на уроках истории и литературы, но могут пригодится при изучении других дисциплин. Если ученик выучит даты основных физических открытий, то ему будет проще понимать, как научные школы сменяли друг друга. Особенно если запоминать не только даты, но и фамилии изобретателей и страны, которые они представляли.

Схемы и рисунки. Удобны для самостоятельной работы и проверки знаний. Например, ученик может повторить времена глаголов в английском языке по схемам даже без комментариев учителя. Затем учитель попросит объяснить схему — ученику придется опираясь на рисунки или таблицы рассказать все, что он знает о теме, привести примеры.

Еще один вариант: попросить ученика самостоятельно придумать и нарисовать схему, объясняющую какую-либо тему. Учитель поймет уровень знаний ученика и оценит, как он умеет отделять важные моменты от второстепенных.

Провести интервью

Самый классический способ оценки знаний — собеседование. С одной стороны, позволит учителю лучше понять сильные и слабые стороны ученика: скорость мышления, готовность к стрессу, умение строить логические цепочки. С другой стороны, в некоторых дисциплинах навык говорения будут оценивать на экзамене — это повод его прокачать. На собеседовании можно просить пересказать тему, задавать любые вопросы об учебной дисциплине, использовать игровые методы.

Пересказ темы. Ученику нужно раскрыть какую-либо тему, например, рассказать о законах Ньютона. Учитель слушает и задает дополнительные вопросы. Все, как на обычном устном экзамене. Учитель сможет понять глубину и объем знаний ученика, но мало поймет его психологическую готовность.

Тотальное интервью. Учитель спрашивает ученика обо всем, что он знает о предмете. Это самый стрессовый способ, но подготовленный ученик скорее всего поймает кураж от формата «спрашивай меня обо всем, что я знаю». К тому же правильные вопросы могут сформировать новые нейронные связи — знания об одной теме будут ассоциироваться с другой.

Игровые методы. Ученик может давать интервью в роли известного ученого и отвечать на вопросы журналиста о своем открытии. Роли могут быть и другими — это позволит под другим углом взглянуть на учебную тему.


Поделитесь статьей со всеми, кто учит детей:
Статья полезна?

Для 9 из 11 читателей статья была полезна

Подпишитесь на рассылку
для учителей

Письма, которые помогают экономить время, получать больше, защищать свои права, не психовать и общаться с родителями.