Как подготовить ученика к олимпиаде?

Учителя по-разному относятся к предметным олимпиадам: кто-то любит всем сердцем и умеет вдохновить детей, кто-то проводит их на школьном уровне для галочки и радуется, что дальше никто из учеников не прошел. Разбираемся, зачем нужны олимпиады, как к ним готовить учеников и стоит ли.

Зачем нужны предметные олимпиады?

Помогают поступлению. Олимпиад много, но некоторые внесены в перечень министерства образования. Их победители получают льготы при поступлении в вузы — диплом победителя Всероссийской олимпиады школьников зачтут как 100 баллов за ЕГЭ по соответствующему предмету. При поступлении стоит проверить, учитывает ли ВУЗ результаты олимпиады, в которой участвовал ученик. В школе это не сработает, сдавать ЕГЭ для получения аттестата все равно придется.

Помогают глубже понять учебный предмет. Ученику, готовящемуся к олимпиаде по литературе, придется прочитать больше других. И не только сами произведения, но критику, дневники и письма авторов. Заодно ученик увидит и межпредметные связи — поймет, как связаны история, литература, экономика.

Развивают у ученика навыки самостоятельной работы. Учитель не может готовиться вместо ученика, он только вдохновляет его на победы. Ученик не только научится искать информацию, анализировать ее, искать связи между научными фактами, но и станет собранней, научится укладываться в сроки.

Вписывают ученика в научное сообщество. На региональных и всероссийских олимпиадах ученик сможет съездить в другие города, найти новых друзей. Кроме этого ученик сможет ощутить себя частью научного сообщества — он решает «неразрешимые» задачи, пусть и на школьном уровне.

Помогают учителю «прокачать» профессиональные компетенции. Некоторые учителя берутся за подготовку к олимпиаде ради диплома в портфолио. Но опыт важнее: меняются не только задания в олимпиадах, но и ученики. К каждому нужен свой подход, значит инструментарий учителя будет только расти.

Каким должен быть победитель олимпиады?

Решает задачи быстро. Некоторые учителя и ученики не любят олимпиады из-за ограниченного времени на ответы. Например, 7 нестандартных задач по математике нужно решить за три астрономических часа. Думать придется быстро, но к этому можно подготовиться.

Умеет выходить из плоскости. Олимпиадные задачи всегда нестандартны. Нужно найти новый способ решения или внимательно прочитать условия задачи и найти подвох. В любом случае, нужно думать не так, как на обычном школьном уроке.

Справляется со стрессом. Олимпиада это соревнование, поэтому уровень стресса будет высок. Если ученику сложно решать задачи в аудитории рядом с такими же сильными школьниками, его нужно отдельно к этому готовить.

Как подготовить ученика к олимпиаде?

Думать об этом еще в 5-х классах. Как только учитель-предметник видит новый пятый класс, он уже может присматриваться к будущим олимпиадникам. Не факт, что они «выстрелят» сразу. Некоторых ребят нужно уговаривать два-три года, но когда они созреют и вдохновятся, будет и результат.

Вести отбор, вовлекать в конкурсы и олимпиады. Если не показывать ученикам олимпиадные и другие необычные задачи, они никогда не поймут, в чем соль. Не обязательно начинать с олимпиад, к ним можно прийти через проекты, конкурсы сочинений. Чем необычнее задание, тем больше шансов, что ребенок заинтересуется.

Решать подобные задачи. Разработчики и организаторы олимпиад призывают именно так готовиться к соревнованиям. Так можно понять логику задач, отточить новые способы их решения. Примеры заданий за прошлые годы можно найти на сайтах конкретных олимпиад. Хорошая подборка — на сайте «Олимпиада».

Учить творческому мышлению. Можно начинать со сборников задач на смекалку, предлагать необычные формы работы. Например, на уроках истории найти личность с отрицательным ореолом и попытаться защитить ее.

Изучать материалы для самоподготовки, в том числе, видеоуроки. На сайте «Олимпиада» есть рекомендации учителей для подготовки по некоторым предметам. Также подойдут научно-популярные сайты: для подготовки по истории и литературе — «Арзамас», для технических предметов — «Популярная механика».

Привлекать не одного ученика, а с друзьями. Это может оказаться важным фактором в подростковом возрасте: я не один, мои интересы разделяют другие люди. К тому же на некоторых олимпиадах допускается командное участие.


Поделитесь статьей со всеми, кто учит детей:
Статья полезна?

Для 21 из 22 читателей статья была полезна

Подпишитесь на рассылку
для учителей

Письма, которые помогают экономить время, получать больше, защищать свои права, не психовать и общаться с родителями.