Практико-ориентированные задания в ОГЭ и ЕГЭ. Что изменится и когда ждать

В октябре директор ФИПИ Оксана Решетникова, что в 2020 году в ОГЭ будет больше практико-ориентированных заданий. Разбираемся, с чем это связано, что изменится в экзаменах по конкретным предметам и стоит ли этого бояться.

Что такое практико-ориентированные задания?

Есть задания, проверяющие знания учеников: чтобы их решить, нужно вспомнить научное понятие или назвать закон и дату. В практико-ориентированных заданиях ученику нужно будет аргументировать тезис, провести опыт. То есть не просто вспомнить информацию, а как-то ее применить или систематизировать. С помощью этих заданий проверят метапредметные навыки и УУД, заложенные в ФГОС. При этом по словам Решетниковой задания старого типа тоже сохранятся.

У учеников не должно возникнуть сложностей с новыми заданиями: они органичны образовательным стандартам, по которым школьники занимаются почти десять лет. Задания не просто так вводят в 2020 году — именно тогда ОГЭ будут сдавать школьники с первого класса обучающиеся по ФГОС.

 

Как это отразится на ОГЭ по конкретным предметам?

Точных заданий, которые будут на ОГЭ в 2019-2020 учебном году, еще нет. ФИПИ проводит их апробацию и уже понятно, как изменятся экзамены по истории, физике, обществознании, биологии, химии, ИКТ и информатике, географии. Об изменениях в других предметах ФИПИ сообщит в 2019 году.

История. В новых заданиях проверят, как ученики подбирают факты для аргументации. Например, нужно будет не только назвать причины Крестьянской реформы 1861 года, но и пояснить важность этих причин. Нужно будет работать с разными источниками информации: сопоставлять карту и текст, с ней связанный, уметь определять исторический источник, искать в нем ошибки.

Обществознание. Станет больше творческих заданий: школьники должны будут составить текст по фотографии на социальную тему, проанализируют диаграммы и расскажут о причинах изменений, показанных на них.

Физика. Школьникам придется работать не только с текстом. В заданиях станет еще больше таблиц, графиков и диаграмм. Будут задания на определение научного метода: не только вспомнить о законах Ньютона, но и понять, как они были открыты. Будут и прикладные задания — объяснить действие микроволновки или лампочки.

Биология. В экзамене станет больше бытовых и экологических задач. В бытовых заданиях ученик должен будет спланировать рацион питания, рассуждать о здоровом образе жизни. В экологических — понять, как человек, животные, другие объекты взаимосвязаны и воздействуют друг на друга.

Химия. Задания по химии, как и по биологии, будут приближены к реальной жизни. Это важно для формирования химической грамотности — как можно обращаться с теми или иными веществами. Например, ученикам нужно будет объяснить, почему фтор укрепляет зубную эмаль, но разрушает другие элементы. Будут и опыты: определить вещество из пробирки, подобрать реактивы для решения задач.

География. Появятся задания, связанные с изменением климата и погодными явлениями. Ученикам нужно будет находить связи между явлениями: изучить уровень воды в Байкале, понять, с чем это связано и чем грозит, узнать, какие меры принимает власть.

ИКТ и информатика. Изменится форма экзамена — его будут сдавать на компьютерах. Задания останутся прежними: искать информацию, готовить медиапрезентации.

Когда такие же изменения коснутся ЕГЭ?

Не раньше 2022 года. Получается, что сдавать новый ЕГЭ будут те же школьники, что в 2020 году потренируются на ОГЭ. Скорее всего некоторые форматы заданий перекочуют из ОГЭ, например, эксперименты по физике и химии.


Поделитесь статьей со всеми, кто учит детей:
Статья полезна?

Для 19 из 20 читателей статья была полезна

Подпишитесь на рассылку
для учителей

Письма, которые помогают экономить время, получать больше, защищать свои права, не психовать и общаться с родителями.