Как разрешить конфликт между школьниками на уроке?

Ученики такие же люди, как и все остальные. Они могут быть недовольны друг другом и иногда готовы устроить драку прямо на уроке. Разбираемся, чем опасны конфликты и как педагог может их разрулить.

Чем опасны конфликты на уроках?

Во-первых, на уроке конфликты отвлекают от темы занятия. Если начнётся ссора, то учителю придётся выбирать: или дальше развивать тему, или моделировать конфликты. Во-вторых, конфликт на уроке может перерасти во множественный. Ссора двух заразит эмоционально всех и расщепит класс на правых и виноватых. В-третьих, конфликт на уроке говорит, что дети не стесняются преподавателя и выясняют отношения при нем. Это может говорить о доверии педагогу, но может и наоборот о том, что ученикам безразлично, что подумает учитель.

Что такое медиация?

Медиация — это помощь в разрешении конфликта. Педагог не делает это за участников, он помогает им услышать друг друга. Переводит их мысли, даже если они грубые, на приемлемый язык. Чаще всего медиация помогает ученикам освоить способы бесконфликтного общения.

Медиацией может заниматься любой учитель, но иногда в школах действует службы примирения. Тогда в школу приходят специально обученные тренеры, проводят тренинги для учителей и детей из актива. Затем они сами могут помогать ученикам в разрешении конфликтов.

Как ее применять?

Есть разные способы, но смысл один — помочь ученикам увидеть разные точки зрения, принять их, простить друг друга и научиться новому бесконфликтному способу общения. Специалисты службы примирения могут потратить на медиацию одного конфликта несколько недель. Для этого они общаются с участниками конфликта, обращаются за помощью к родителям. У учителя на уроке есть только несколько минут, чтобы увидеть «искру» конфликта и не дать ей разгореться. Для этого он может аккуратно загасить диалог шуткой и вернуться к теме урока. Но тогда учитель должен поговорить с конфликтующими учениками отдельно: чем быстрее, тем лучше, желательно, сразу после урока. Если загасить конфликт не удается, нужно искать с учениками способы выхода из него.

Есть четыре варианта выхода из конфликта — бегство, борьба, компромисс, сотрудничество — но только последние два конструктивны. Компромисс нельзя путать с сотрудничеством, в этом  варианте победа не достается никому. Например, ученики не поделили общую парту и не могут договориться, где должны лежать ручки, учебники, тетрадки. Компромисс в этом случае — убрать все учебные предметы в рюкзаки, раз не получается поделить стол. Сотрудничество — это попытка договориться о границам на парте. Слева и только слева лежат канцтовары одного ученика, справа — другого. Можно наклеить скотч, чтобы обозначить границу. Но эту идею не должен предлагать учитель. Он должен увидеть все возможности выхода из конфликта и сделать так, чтобы ребята пришли к решению сами. Например, можно задавать наводящие вопросы. Или предложить другим ученикам разыграть конфликт у доски, чтобы сами конфликтующие со стороны увидели свое поведение.

Главное — не давить. И если конфликт не удается остановить — ученики кричат друг на друга и сейчас подерутся — нужно звать психолога и просить его разбираться с конфликтом в отдельном кабинете.

Как научиться медиации?

Можно через администрацию школы пригласить специалистов службы примирения, можно найти курсы повышения квалификации. Самый простой вариант — читать «Психологию влияния» Чалдини, «Общаться с ребенком. Как» Гиппенрейтер или «Сначала скажите «Нет» Кэмпа. Все эти книги об одном и том же — только Чалдини смотрит на проблему с колокольни психолога-практика, Гиппенрейтер — с точки зрения детского психолога, Кэмп высказывает взгляд бизнес-переговорщика.

Когда будут результаты?

Чем быстрее начнете применять техники медиации, тем быстрее достигнете успеха. Нужно изучить теоретические основы, запастись терпением и пробовать, пробовать, пробовать. Если конфликтов становится только больше, зовите на помощь психолога — он поможет скорректировать техники медиации.

А если обойтись без медиации?

Скорее всего не получится. Просто некоторые учителя применяют техники медиации не задумываясь, действуют интуитивно. У них на уроках нет конфликтов, а ученики сами принимают важные решения об организации урока и классной жизни. Но если разложить действия этих учителей на составляющие, то получится ровно то, что написано в умных книгах о конфликтах.


Поделитесь статьей со всеми, кто учит детей:
Статья полезна?

Для 114 из 115 читателей статья была полезна

Подпишитесь на рассылку
для учителей

Письма, которые помогают экономить время, получать больше, защищать свои права, не психовать и общаться с родителями.