Исследовательская работа в школе

Родителям часто приходится помогать детям с рефератами и проектами. И не всем это нравится. Разбираемся, зачем нужна исследовательская работа в школе и как помочь с ней ученику.

Что такое исследовательская работа и зачем она нужна?

Нужно различать исследовательскую деятельность и исследовательскую работу. Если кратко, исследовательская деятельность помогает ученикам самостоятельно открывать новые знания. Реализуется в разных формах — олимпиады, экскурсии, конкурсы, конференции, исследовательские задания на уроках, проекты.

С помощью исследовательской деятельности можно достичь почти всех результатов, предусмотренных ФГОС. Ученик тренируется в самостоятельном поиске информации, постановке целей, учится работать в команде, закрепляет знания и открывает новые.

Одна из форм исследовательской деятельности — исследовательская работа. Ученик ищет проблему в окружающем мире, ставит гипотезу о том, как она решается, и пытается эту гипотезу воплотить в жизнь. В начальных классах ученик может вырастить бабочку из гусеницы и зафиксировать процесс. В старших классах ученик может снова рассмотреть сравнить этот процесс с развитием других животных и сделать научные выводы.

Исследовательской деятельностью занимаются уже в начальной школе. Но не всегда предлагают ученикам писать исследовательскую работу. Как правило, в начальном звене ребят только знакомят с этой формы работы, дальше — больше.

Помогаем разобраться, что такое исследовательская деятельность в детском саду: eduregion. ru

Что может требовать учитель в ходе выполнения исследовательской работы?

Соблюдать этапы исследования. Ученикам иногда неинтересно думать о постановке целей и планировании работы. Они загорелись идеей и побежали ее реализовывать. Учителю важно, чтобы ребенок не просто выполнил проект, но и научился делать это правилам, прикоснулся к научному мышлению. Поэтому учитель требует думать о цели исследования, задает проблемные вопросы. Также он следит, чтобы ученик полностью спланировал работу: подумал о сроках, ресурсах, том, как он представит результаты на презентации.

Соблюдать правила оформления. Это требование одно из самых болезненных — особенно в начальной школе. Детям не так сложно придумать и выполнить проект, но тяжело его записать на бумаге, составить список литературы, написать введение и заключение. Ребенку бывает сложно понять, зачем это нужно. Главный аргумент — таковы правила научного мира, они действуют и для рефератов и для докторских диссертаций.

Укладываться в сроки. Учитель следит за ритмом исследования. Если ученик сделал проект за три дня, учитель проверит, все ли условия соблюдены. Если другой ученик долго раскачивается, учитель может напомнить ему о сроках сдачи, помочь с переходом от этапа к этапу. Детей иногда обижает, что их подгоняют, но учителю важно, чтобы каждый ребенок подошел к защите проектов с результатом.

Быть готовым на презентации. В начальных классах ученики готовы выполнять все требования к оформлению презентаций — они тщательно подбирают картинки, придумывают анимацию. В среднем звене ребятам это не всегда интересно: кто-то вкладывает в оформление всю душу, другой оставляет черные буквы на белом фоне. Учитель часто пытается загнать ребят в рамки, но в отличие от оформления работ на этапе презентаций это не нужно. Также не обязательно заставлять ребят учить текст защиты наизусть. Лучше, чтобы ребенок понимал суть работы и мог рассказать ее своими словами.

Как родитель может помочь?

Быть в курсе. Родитель должен быть в курсе исследовательской работы ребенка — особенно, если ребенок учится в начальной школе. Если родитель знает тему, этапы исследования, понимает требования учителя, то сможет помочь ребенка. Лучше не игнорировать проблемы ребенка — в следующий раз он не обратится с трудностями к родителю.

Контролировать, но не вмешиваться. Быть в курсе не значит вмешиваться в процесс. Ребенок имеет право на самостоятельность — именно для этого и нужна исследовательская работа. Можно проверять, как ребенок справляется со сроками, следует ли он инструкциям учителя, особенно это нужно в начальной школе. В среднем звене и дальше родитель становится еще одним источником информации — наравне с книгами и интернет-сайтами.

Защищать права ребенка. Требования учителя могут быть разными. Если учитель настойчиво предлагает ребенку неинтересную тему и не аргументирует это, можно вмешаться. Также можно вмешаться, если учитель ставит нереальные сроки: вряд ли можно сделать исследование за неделю, ведь есть и другие уроки с домашними заданиями.

Поддерживать на всех этапах морально и материально. Если ребенку понадобилось оборудование, поход в музей или встреча с интересным экспертом, родителю стоит помочь. Не обязательно покупать телескоп, но можно поискать людей, у которых он есть.

Быть внимательным читателем и слушателем. Ребенок почти всегда хочет показать работу родителю. Если, конечно, родитель каждый раз не игнорирует его просьбу. Даже если сначала кажется, что это скучно, уделите время. Думайте о том, что исследователем становится именно ваш ребенок. Помощь может понадобиться и при оформлении работы: помогайте готовить макеты, внесите стилистические и грамматические правки, если сможете.

Подготовить к защите проектов и болеть. Помогите ребенку снять стресс перед выступлением. Если ему нужно тысячу раз репетировать — помогите. Если ребенку проще не думать о работе за день до защиты — не заставляйте. Если просит прийти и поболеть за него на защите — постарайтесь прийти сами, а не отправлять кого-то из неважных для ребенка родственников. Если просит не приходить — примите его выбор и не надоедайте звонками и смс.


Поделитесь статьей со всеми, кто учит детей:
Статья полезна?

Для 19 из 19 читателей статья была полезна

Подпишитесь на рассылку
для учителей

Письма, которые помогают экономить время, получать больше, защищать свои права, не психовать и общаться с родителями.