Особенный ребенок: какое обучение выбрать?

Закон «Об образовании» дает право на образование любому ребенку вне зависимости от его возможностей. Но родители особенных детей волнуются из-за выбора школы сильнее прочих. Разбираемся, в каких формах можно обучать ребенка с ОВЗ и как выбрать из них самую полезную.

Где можно обучать ребенка с ОВЗ?

По закону «Об образовании» право на получение образования есть у каждого независимо от его здоровья. Там же сказано, что гражданам с особыми возможностями здоровья государство создает особые условия для получения образования.

5 вариантов — домашняя форма обучения, обучение в обычной школе, обучение в коррекционном классе обычной школы, в коррекционной школе, в негосударственной организации.

Чтобы сделать правильный выбор, нужно за год до школы обратиться к специалисту — коррекционному педагогу или психологу, — который поработав с ребенком даст рекомендации, куда идти и как учиться. Некоторым ребятам из-за диагноза не подходят обычные школы, тогда лучше выбрать коррекционную. Домашняя форма подходит всем, но так ребенок получает меньше общения, меньше включенности в шумную жизнь.

Насколько сложно обучать ребенка с ОВЗ дома?

Школа обязана выделить педагога, но количество часов ограничено и не факт, что у педагога будет специальное дефектологическое образование. Надо понимать, что ребенка можно просто обучать для его развития, а можно пытаться получить документ о среднем образовании. И даже этих документов два вида — аттестат о среднем образовании, с которым можно поступать в сузы и вузы; свидетельство об обучении в коррекционной школе, с которым можно поступить только в организации, обучающие детей с ОВЗ.

По закону ребенка с ОВЗ принимают в любую школу с созданием соотвествующих условий: сделать пандус, перенести занятия его класса на первый этаж.

Важнее всего в обучении особенного ребенка думать о социализации. В случае домашнего обучения — это получение дополнительного образования, общение с другими ребятами на площадках, создание специальной среды. С дополнительным образованием есть сложности — подойдет не каждый кружок. Но выбрать можно. Еще один плюс — некоторые кружки помогут здоровью ребенка. Та же музыкальная или другая арт-терапия улучшает физическое и психологическое состояние ребенка — это доказано в ряде исследований.

Можно не просто развивать ребенка, но догонять образовательную программу. Для этого нужно изучить адаптированные программы: в них школьные предметы изучаются на упрощенном уровне. Плюс набраться сил для обучения и мотивации ребенка к обучению.

Насколько сложно учиться ребенку с ОВЗ в обычных школах и классах?

В обычных школах ребенку с ОВЗ будет сложней, чем в инклюзивной или коррекционной. И дело не только в условиях, сколько в нежелании директоров создавать их.

С 2011 года во многих городах есть инклюзивные школы. Они получили свой статус созданы в рамках специальной правительственной программы. Учителя проходили подготовку, создавались условия в зданиях, закупалось оборудование. В таких школах нет коррекционных классах — в одном и том же классе вместе учатся дети с любыми диагнозами или без них. Просто ребята с ОВЗ занимаются по адаптированным программам, но если справляются с ними, могут перейти на изучение обычных предметов.

Когда педагог работает по образовательной программе, он должен решить проблему оценки ее результатов. Особенно если это адаптированная программа и нельзя оценивать детей с ОВЗ также, как других. Определить критерии для оценки учеников и подобрать конкретные измерительные материалы.

Чтобы попасть в инклюзивную школу, нужно проживать рядом с ней. Других ограничений нет. Кстати, в школу с особым ребенком может ходить сопровождающий. Как правило, это кто-то из семьи, он даже получает за это деньги.

На что обращать внимание при выборе коррекционной школы?

На дальность от дома. Чаще всего подобные школы есть в каждом районе. Но нужно продумать маршрут, если ребенок добирается сам.

На педсостав. Несмотря на то, что коррекционные школы есть в каждом районе, уровень педагогов отличается. В некоторых в штате есть психологи, специализирующиеся на работе с детьми с аутизмом, в некоторых — выпускники педагогических вузов без особой специализации.

На то, куда дальше идут выпускники. У некоторых школ есть договоренности с сузами, в которых ребята получают рабочие профессии. В них можно поступить и просто так, но в приемную комиссию всегда огромные очереди.

На то, как проходят психолого-медико-педагогические комиссии. Важно, чтобы ни дети ни родители не испытывали давления со стороны специалистов. Об этом могут рассказать одноклассники или их родители.

На оборудование. Школа должна быть приспособлена к тому типу ребят, который она набирает на обучение. Должны быть лифты или шрифты Брайля и особая освещенность.


Поделитесь статьей со всеми, кто учит детей:
Статья полезна?

Для 38 из 39 читателей статья была полезна

Подпишитесь на рассылку
для учителей

Письма, которые помогают экономить время, получать больше, защищать свои права, не психовать и общаться с родителями.